Третьяковская
Средняя Общеобразовательная Школа


 
Единый общероссийский телефон доверия 88002000122
Телефон общения  г.Борисоглебск 6-13-45

МКОУ БГО Третьяковская СОШ

 

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

как условие для развития личности учащегося»

 

 

Педагогическая концепция учителя математики Арнаутовой О.Ю.

 

В настоящее время в любой сфере деятельности усиливается потребность не столько в специалистах-исполнителях, сколько в специалистах, обладающих способностями эффективного решения проблем, анализа и обобщения информации, планирования и прогнозирования, выбора и реализации путей достижения поставленных целей. Исходя из этого, процесс обучения на любом уровне образования должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение обучающимися некоторой суммы «готовых» предметных знаний и умений, а на способность к их познанию и открытию, на учёт и планомерную работу по формированию свойств личности, необходимых для этого.

Школьная практика, международные исследования показывают, что обучающиеся, владея теоретическими знаниями, испытывают серьёзные затруднения в применении этих знаний к реальным ситуациям. В связи с этим, сегодня предъявляются особые требования к уровню подготовки выпускников. Как отмечено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Таким образом, сегодня перед школой поставлена конкретная цель: разработать педагогические условия, обеспечивающие формирование предметных компетенций с учётом личностных особенностей обучающихся.

   В современной школе  многим  школьникам свойственно  равнодушие к учению, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. На сегодняшний день, я считаю,  главная задача педагога  заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе познания. Проблема активности детей в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки.  Одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. И учитель теперь  должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, а это возможно только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

 

              Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности, поэтому развитие общеобразовательной школы в современном мире предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию современного человека. « <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
          Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает  у некоторых учащихся негативное отношение к предмету, они считают его неинтересным и «сухим», из-за этого возникают трудности в изучении математики. Практически во всех классах есть дети, которым нравится математика, она им интересна, и у них явно выраженные способности к этому предмету. Я думаю, что работу на уроках надо строить так, чтобы было интересно каждому.
      Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать материал, систематизировать и классифицировать его, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. А как понять предмет, если он кажется ученику «скучным», а уроки однообразными?   Добиться интереса к предмету можно  путём применения инновационных технологий в обучении.

            Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

      Вопросы активизации учения относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Учебная деятельность идёт более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы, вступая в сложный взрослый мир, ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение  самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике,  творить. И свою задачу я вижу в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу. Каждый ребёнок должен  стремиться самостоятельно добывать знания, учиться применять их на практике, а учитель только помогать ему в этом.   

           Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена ещё в 40-50-е гг. И.А. Каировым, М.А. Даниловым, Р.Г. Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов нашей страны (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С. Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении математике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.

         Над этой проблемой работали П.М. Лебедев, Б.П. Есипов,  Л.В. Занков,  А.А. Окунев,  Н.Б. Истомина и многие другие учёные и педагоги.  Исследования педагогов показывают, что в процессе приобретения учащимися знаний, умений, навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Так Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное  выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. П.М. Лебедев указывает на то, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».  

          Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя современной школы.               

            На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приёмов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач учителя.

      Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приёмы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую  различные приёмы и методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность. Это и  занимательные задания, интересные математические загадки, и  игровой материал, и  составление кроссвордов, и различные конкурсы и  соревнования.

          Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество, с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь.  

              Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости, я  начинаю урок с устного счёта. В своей работе я применяю два вида устного счёта. Первый – это тот, при котором числа демонстрируются перед учащимися на карточках,  ПК, записи на доске и при этом читаются вслух. Работает зрительное, слуховое восприятие, что существенно облегчает процесс вычисления. Второй вид устного счёта –  когда учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Второй вид устного счёта сложнее первого, но эффективнее в методическом смысле. Однако однообразие заданий, в виде примеров на вычисление, уменьшает интерес как к счёту, так и к уроку вообще, поэтому в своей работе я использую различные приёмы устного счёта, например, игровые.
   Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Всевозможные формы шифрования ответов, ребусов привлекают внимание ребят. На этапе устного счёта или на уроках закрепления материала  предлагаю ребятам задания в виде игры «Собери цветы», «Поймай рыбку»,  «Реши примеры на ромашке», задания с угадыванием зашифрованного названия урока, зашифрованного имени известного математика, древнего учёного и  т. д.(на обратной стороне цветов, грибов или рыбок  написаны примеры, которые им предстоит решить).  Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение чётко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа, направленные на актуализацию опорных знаний и на проверку домашнего задания, и на отработку каких-либо математических понятий и определений.

          В своей работе большое внимание уделяю игре. Игра – это  творчество, игра – это труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дети в игровой ситуации познают, лучше запоминают новое, быстрее ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.

      Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть.

     В процессе проведения игры я стараюсь реализовать следующие цели:

  • закрепить и обобщить полученные ранее знания,  

  • включить в игру элементы ещё не изученных тем.

  • учить сопоставлять и сравнивать факты, делать самостоятельные выводы;

  • развивать творческую инициативу учащихся, нестандартное мышление;

  • работать с различными источниками информации;

  • формировать устойчивый интерес к предмету;

  • воспитывать чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.

     В моей педагогической деятельности  часто  в форме игры проходят повторительно-обобщающие  уроки. Это могут быть соревнования, уроки-путешествия, уроки-сказки, игры КВН и др. Помимо нетрадиционных уроков мной ведётся активная внеклассная работа, которая включает в себя проведение внеклассных мероприятий по предмету, проведение «Недели математики», оформление красочных стендов с занимательными фактами из жизни великих математиков.  При подготовке нетрадиционных уроков и мероприятий активно  использую ИКТ технологии.     
        Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я считаю, что  нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом.

            Там, где это оправда­но программой, вводной частью урока, возбуждающей инте­рес и внимание учащихся, может и должен быть короткий увлекательный рассказ, связанный с историей мате­матики. Такие краткие экскурсы в прошлое математики  обычно вызывают у детей огромный интерес. Сообщение сведений из истории науки полезно и в познавательном плане, ибо способствует формированию у учащихся ми­ровоззрения. Такое изложение даст возможность показывать ребятам, что ма­тематика как наука о пространственных формах и количествен­ных отношениях реального мира возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства, правила, теоремы – есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Они получены в результате познания окружающего мира, проверены практикой, а не даны в готовом виде. Введение материала по истории мате­матики убеждает учащихся в том, что движущей силой в разви­тии науки являются производственные потребности.

    Исторический материал я использую  на разных этапах урока. Иногда эти сведения  даю перед объяснени­ем нового материала, иногда связываю его с отдель­ными вопросами темы урока, а иногда даю как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики. В первом случае исторические сведения помогут лучше мотивировать изучение новой темы. Как показывает практика, даже учащиеся, особо не увлекающиеся математикой, с удовольствием берутся за подго­товку сообщений на темы из истории математики.

       Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний учащихся.  Ученик, получая  исходные данные проблемы, сам ищет наиболее рациональные пути её решения, оценивается в этом случае не только результат, но и индивидуальный подход к решению.

        Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, я пришла к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе, для этого я использую тест. Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на любую тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке. Интенсивная работа при тестировании в 5-9 классах повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, готовит учащихся к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).
   Печатные издания с тестами для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ (под редакцией Ф.Ф. Лысенко, под редакцией И.В. Ященко и др.) использую для подготовки учеников к аттестации,  а также  тесты в форме тематического тренинга, тесты из открытого банка заданий для подготовки  к экзаменам в Интернете, тесты с сайта « Решу ОГЭ, ЕГЭ» и др.  В своей работе я использую разные виды тестов и самостоятельных работ, провожу уроки с применением сайта « Я класс». Учащимся на электронную почту рассылаю задания для самостоятельного решения в режиме on-line, которые они выполняют к установленному времени. Используя материалы с образовательного ресурса « Я класс»,  провожу разноуровневые проверочные и самостоятельные работы в разных классах.

      Сегодня  компьютерные технологии в учебном процессе является неотъемлемой частью обучения. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.       

    В своей работе я использую презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, для закрепления изученного, программы для организации устного счёта. Использование таких презентаций даёт хороший результат.

    Применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

  • экономию времени при объяснении нового материала;

  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

  • воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая полное усвоение материала;

  • постоянный оперативный контроль знаний.

    Это стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, даёт возможность увеличения объёма информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.  

             Метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей, особенно при решении нестандартной задачи. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.

    Мне, как любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого типа задания, владели необходимыми и достаточными умениями и знаниями по математике.  Я стараюсь воспитать активно мыслящую личность. Ведь очень важно, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу, а в дальнейшем быть активным в жизни.  Очень важно, чтобы, вступая в сложный взрослый мир, ученик умел анализировать, принимать решения, применять знания в своей практике,  творить.

     В результате проводимой мною работы учащиеся становятся более активными,  с большим интересом принимают участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, более подготовленные ребята ежегодно участвуют в школьных и муниципальных этапах олимпиады школьников по математике.

           Хорошим результатом  своей работы считаю также и то, что мои  выпускники  поступают по окончании  школы  в высшие учебные заведения  и успешно учатся там.

         «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». (С. Д. Пуассон). Для учителя математики радость – заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом её учит.

Чт, 21.02.2019, 18:53
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Проголосуй
Довольны ли Вы организацией питания в школе?
Всего ответов: 174
Случайное фото
Календарь дат
Праздники России
Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0