Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Третьяковская
Средняя Общеобразовательная Школа
 Мероприятия
Главная » Файлы » Мои файлы

Изучение состава и свойств почвы пришкольного  участка
[ Скачать с сервера (3.97 Mb) ] 18.12.2019, 12:36

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Третьяковская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

XI Межрайонная конференция Воронежского отделения

Русского географического общества секции учащихся.

 

Секция: «Экологический мониторинг объектов неживой природы»

(почвоведение)

 

 

«Изучение состава и свойств почвы

                                           пришкольного  участка »

 

 

 

 

 

Авторы: ученики 9 класса МКОУ БГО Третьяковская СОШ, село Третьяки, Тимофеева Алина Александровна, Серокурова Анастасия Витальевна, Шефер Иван Эдуардович.

 

 

 

Руководитель: Гребенникова Нина Николаевна, учитель географии.

 

 

2019

 

 

Оглавление.

  1. Введение.____________________________________   стр. 3-5
  2. Методы и результаты  исследований ._____________ стр. 6-12
  3. Заключение (выводы и рекомендации).__________     стр.13
  4. Литература. ________________________________      стр. 14
  5. Приложения.__________________________________ стр.15-16

Введение.

Почва – это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из твердых частиц минералов, органических остатков и органоминеральных химических соединений, а также из воды (точнее почвенного раствора), газов и живых существ, обитающих в ней.

 Она возникает на границе литосферы и атмосферы в результате воздействия климата и живых организмов (растений и животных) на горные породы и покрывает практически всю сушу, образуя почвенный покров. Представление о почве как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами, отличающими его от материнской (почвообразующей) породы, было создано в последней четверти XIX в. В. В. Докучаевым — основателем современного почвоведения. До этого почву обычно рассматривали в качестве одного из геологических образований. 

Главным свойством почвы является ее плодородие.

     Изучение состава и свойств почвы пришкольного участка – достаточно важная проблема.  Ведь для того, чтобы иметь ухоженный и экологически правильно организованный участок необходимо знать химический состав почвы, её тип, структуру, а определение плодородия позволит узнать достоинства и недостатки почвы при выращивании определённых культурных растений, поможет правильно подобрать удобрения. На протяжении последних лет мы заметили, что культуры, которые мы высаживаем на пришкольном участке, плохо всходят, проростки слабые, тонкие, не образуют пышной зеленой массы, значит, наша почва довольно истощена, а чтобы восстановить плодородие, необходимо изучить структуру и свойства почвы, содержание сульфатов, хлоридов.

Но есть и другая причина выбора данной темы проекта. Это сам процесс его выполнения. Во-первых, это проверка наших теоретических знаний по биологии, химии, экологии. Во-вторых, сам проект  очень увлекателен и полезен. Ведь в ходе его мы узнали не только о составе и свойствах почвы, но и какие изменения могут произойти под влиянием различных факторов окружающей среды.

Данным проектом мы планируем заниматься несколько лет. Сначала мы хотим познакомиться с научно-популярной литературой, изучить энциклопедические данные, методики изучения почв, чтобы потом применять эти знания и умения на практике.

  Цель работы : собрать и изучить информацию о почве, узнать, какое значение она имеет в природе и жизни человека, познакомиться с методиками исследования почвы, изучить состав и свойства почвы пришкольного участка.

       Задачи:

  • изучить состояние почв пришкольного участка;
  • научиться определять кислотность почв;
  • научиться определять количество влаги и гумуса почв;
  • определить механический состав почвы и её структуру.

Методы исследования: эмпирические (изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент); полевые методы.

 теоретические (анализ, сравнение, обобщение результатов).

           Ход работы.

  1. Выбор темы проекта.
  2. Формулирование целей и задач.
  3. Работа с литературой.
  4. Подбор объекта исследования.
  5. Выбор методов исследования.
  6. Проведение исследования
  7. Обработка результатов.
  8. Формулировка выводов.
  9. Написание отчёта.

Результаты исследований.

Объектом исследования является пришкольный участок, расположенный на территории МКОУ БГО Третьяковская СОШ, где мы учимся.  Кроме пришкольного участка есть  клумбы, небольшой сад, место с дикорастущими растениями.  Естественная растительность характеризуется травянистыми растениями.

Участок  плоский, солнечный. На участке есть емкость для воды.

 

  1. Определение механического состава почвы.

 

Ход работы.

С участка, с глубины 15-20 см. взяли немного почвы, увлажнили её и скатали в ладонях.

По тому признаку, как почва скатывается, определили её механический состав, пользуясь таблицей (приложение 1).

Наша почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при сгибании.

Вывод: данная почва являются легким суглинком.

  1.  Определение структуры почвы

Механический состав почв во многом определяет её структуру. Структурная почва комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре. Эти комочки включают минеральные частицы, склеенные гумусом. В таких почвах много воды и воздуха, которые вместе с органической составляющей обуславливают плодородие.
Бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц – до 0, 001 мм в диаметре. Поглощая воду, такие почвы образуют сплошную липкую массу.3

Ход работы.

Взяли немного почвы, разложили её тонким слоем  и рассмотрели.

 Почва состоит из  плотных комочков, структура зернистая.

Добавили немного воды. Сплошная масса при этом не образовалась

Вывод:

Исследуемая почва структурированная, зернистая, для нее характерна прекрасная аэрация (воздухопроницаемость) и инфильтрация (водопроницаемость).

  1. Определение рН почвы

Химические свойства почвы зависят от содержания в ней минеральных веществ, которые находятся в виде растворённых в воде гидратированных ионов.

Одной из важных характеристик химического состава почв является реакция её среды, т. е. кислотность почвы.

Ход работы

Поместили в колбу 10 г почвы.

Добавили в колбу 25 мл дистиллированной воды.

Закрыли колбу пробкой, энергично встряхнули и дали отстояться содержимому в течение нескольких часов.

Отфильтровали содержимое колбы и определили рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Определили, к какому типу кислотности относится данный почвенный образец, сравнив с данными таблицы (Приложение 3 )

Наша почвенная вытяжка окрасила лакмусовую бумагу в светло-зеленый цвет. 

Вывод:

Почва на пришкольном участке нейтральная, рН=7

 

  1.  Методика исследования содержания в почве перегноя и воды.

Ход работы.

 1. С глубины 15-20 см взяли  образец почвы весом 100 г, рассыпали тонким слоем на листе фанеры и оставили на 5 часов на солнце. После пересыхания взвесили, вес получился 97 грамм.

 

 2. Взяли 30 г почвы после пересыхания, и прокалили в фарфоровой чашке  до тех пор, пока не перестал выходить дым и снова взвесили. Вес стал 27 г., т. е. почва содержит 3% воды, и 9% гумуса.

 Вывод: определили  тип почвы по окраске, содержанию гумуса и плодородию. (Приложение 2) Почва на пришкольном участке черная, гумусная (9%), плодородная. Тип почвы – чернозем.

 

  1. Методика  исследования почвы на воздухопроницаемость.

Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. Воздух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать.

Ход работы:

  Взяли горсть сухой почвы и насыпали ее в стакан с водой. Мы  увидели, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. Это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых повреждений.

 Вывод: почва структурная, поэтому в ней содержится большое количество воздуха.

 

Заключение.

Выводы:

В ходе данной работы была изучена литература, которая содержит информацию о почвах.

Мы познакомились с различными методиками исследования состава, свойств, структуры почвы. Некоторые методики были применены при исследованиях почвы на пришкольном участке, расположенном в селе Третьяки, где мы проживаем.

 По механическому составу у нас легкий суглинок, структура зернистая, тип почвы – чернозем.

Особенности данной почвы позволяют использовать её для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений.

 Со своими результатами мы ознакомим учителей и учащихся, которые занимаются пришкольным участком, и на будущий год  будем высаживать растения с учётом полученных нами результатов. Планируем весной продолжить исследования и определить другие параметры, методики которых мы изучали, например, определение плодородия почвы по продуктивности растений, наличия минеральных солей.

 Кроме этого, мы хотим провести подобные исследования и в других местах: исследовать почвы клумбы, школьного сада, луга, хвойного леса, чтобы составить мониторинг почв и сравнить данные этого и последующих годов.

Рекомендации.

Черноземы сами по себе богаты и плодородны. При необходимости как осеннее удобрение для почвы используют фосфорные и калийные подкормки. Учитывая то, что чернозем обладает не очень хорошей рыхлостью, осенью можно внести компост, песок или торф: на 3 части чернозема использовать 1 часть подкормки. Несмотря на плодородность, черноземы со временем ее теряют, поэтому необходимо вносить удобрения. Для грунтов с нормальной кислотностью подходят: селитра, калийные подкормки.

 

 

Литература .

1. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России. - М.: Просвещение, 2015 г.

2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2012.

2. Ашихмина Т.Я. «Школьный экологический мониторинг», М., «АГАР», 2000.

3. Немыкин  А.Я. Географическое краеведение Воронежской области.

Агроклиматические ресурсы Воронежской области. - Л.: Гидрометеоиздат, 1972. - 108 с.

Атлас Воронежской области. - Воронеж, 1994. - 48 с.

Ахтырцев А.Б., Адерихин П.Г., Ахтырцев Б.П. Лугово-черноземные почвы центральных областей Русской равнины. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. - 176

Окско-Донское плоскоместье. //Под ред. Ф.Н. Милькова. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976. - 176 с.

Эколого-географические районы Воронежской области / Ф.Н. Мильков, В.Б. Михно, В.И. Федотов и др. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. - 216 с.

                                                                                      

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Приложение 

Категории почвы по окраске, содержанию гумуса и плодородию

Окраска почв

Содержание гумуса, %

Категории

Очень чёрная

10–15

Высокогумусная, очень плодородная (m = 0,05 г)

Чёрная

7–10

Гумусная, плодородная (m = 0,1 г)

Тёмно-серая

4–7

Среднегумусная, среднеплодородная (m = 0,2 г)

Серая

2–4

Малогумусная, среднеплодородная (m = 0,3 г)

Светло-серая

1–2

Малогумусная, малоплодородная (m = 0,4 г)

 

                                                                               

 

 

   Приложение 

Определение кислотности почвы

 

Кислотность почвы

 

Цвет лакмусовой бумаги

 

Сильнокислые (рН 3-4)

 

Оранжево-коричневый

 

Кислые (рН 4-5)

 

Светло-коричневый

 

Слабокислые (рН 5-6)

 

Желто-коричневый

 

Нейтральные (рН 7)

 

Светло-зеленый

 

Щелочные (рН7-8)

 

Зеленый

 

Сильнощелочные (рН 8-9)

 

Зелено-голубой
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: samvito
Просмотров: 73 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ср, 01.04.2020, 10:36
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [69]
Проголосуй
Довольны ли Вы организацией питания в школе?
Всего ответов: 176
Случайное фото
Календарь дат
Праздники России
Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0