Третьяковская
Средняя Общеобразовательная Школа
 Мероприятия
Главная » Файлы » Мои файлы

Литературное чтение Н.А. Некрасов. "Мороз воевода" 3-й класс
01.03.2014, 22:42

Цели урока:

  • продолжить введение детей в мир поэзии XIX века, обогащая их читательский опыт и помогая становиться полноценным читателем;
  • обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения Н.А. Некрасова "Мороз-воевода”;
  • помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);
  • исследовать содержание, язык произведения;
  • вывести детей на позицию автора;
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;
  • обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
  • реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова "Мороз – воевода”;
  • развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
  • воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;
  • воспитывать любовь к русской природе;
  • способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты;  наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове(ритмом), находить рифмующиеся слова.

Оборудование: презентация, сборники стихов Н.А. Некрасова, его портрет.

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся.

- На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в зале есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.

Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова "Мороз-воевода”.

1. Работа с выставкой книг.

- Обратимся к выставке. Книги какого автора занимают на ней центральное место? Почему? (Это книги с произведениями Н.А. Некрасова, так как с его творчеством мы знакомились на прошлых уроках литературного чтения.)

- Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 1/

2. Разговор об авторе.

/Слайд 2-6/

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется "Мороз – воевода”, определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.

4. Первичное восприятие текста.

а) Слушание записи образца чтения. /Слайд 8-10

5. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось вам это произведение? Чем?

(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).

6.Определение темы и жанра произведения.

- Давайте смоделируем обложку книги для одноимённого произведения,

определим  жанр и тему данного произведения, проверим, какая обложка у нас получилась и почему?

 

(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – "Мороз-воевода”). /Слайд 11/

7. Анализ текста стихотворения.

а) Вторичное чтение стихотворения (про себя)

- Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.

Вопрос 1.

- Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем? /Слайд 12/

(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой "Мороз –воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)

- Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
- Идёт, по деревьям шагает,
Трещит
по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде…

Вопрос 2. - Похоже ли это стихотворение на былину?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой "Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)

Вопрос3. - Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать "Мороза - воеводу”, похожим на сказочного героя? /Слайд 13/

(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить "Мороза- воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий:"пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке «Морозко», автор показывает "Мороза- воеводу” умелым, хвастливым)

Вопрос 4. - Как природа реагирует на появление"Мороза-воеводы”?

(Природа с радостью, любовью встречает"Мороза- воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет "яркое солнце”, олицетворение "солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет "косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).

(Некрасов использовал метафору – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета другому "упрячу под гнёт”, гнёт – это крышка, которой накрывали в деревне капусту, помидоры, огурцы, засоленные в бочках на зиму, чтобы они не выплывали из рассола и не портились, в данном случае гнёт – это лёд. Опять "Мороз-воевода”изображён всемогущим, сильным, суровым "задумаю, надолго упрячу под гнёт” (однокоренное слово угнетать, глаголы – синонимы "командовать, повелевать, брать в плен против их воли”)

(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения "моря-океаны, мосты ледяные”, "косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: и морями, и океанами, превосходство, гигантские размеры"Мороза-воеводы”)

 

Вопрос 5. - Каким вы представили "Мороза- воеводу”? /Слайд 14/

(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)

Обобщение:

Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ "Мороза –воеводы”.

Вопрос 6.

- Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?

(Автор использовал сравнения - "Моро-воевода”сравнивается с "ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения "не, не”,

"Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.

- В этом четверостишии встретились незнакомые слова "бор”, "воевода”, "дозор”, "владенья”.

- Давайте произнесём эти слова хором с ударением, узнаем их толкование в толковом словаре учебника и в толковом словаре Ожегова.

Вопрос 7.

- Какие воины у "Мороза-воеводы”?

("Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).

Вопрос 8.

- Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве "Мороза-воеводы”?

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…

- В этом четверостишии встретились новые слова"казна, добро, скудеет”, прочитаем их хором с ударением, найдём лексическое значение в толковом словаре.

- Недаром автор Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении "Мороза-воеводы” пишет так: "а всё не скудеет добро”, потому что в народе часто можно услышать краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение, афоризм:"Не скудеет рука дающего”.

Вопрос 9.

- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства "Мороза-воеводы”.

(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае "метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, /Слайд 15/

жемчуг

– сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство"Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

7.Минутка отдыха для глаз

Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - глянцевый и блестящий.

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Откройте глаза и скажите:

Понравился ли вам образ "Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?

8. Представление сказочного образа Деда Мороза.

Образ "Мороза-воеводы” в стихах Н.А.Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.

А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год. /Слайд16-18/

Как вы думаете в этих образах есть что-то общее?

9. Подготовка к выразительному чтению.

- Чем отличается выразительное чтение?

(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)

-У каждого чтеца есть свои "инструменты”. Какие?

(Дыхание, голос, дикция)

10. Индивидуальное чтение текста строфами.

Анализ чтения.

11. Рефлексия.

Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям? Продолжите предложения: /Слайд 19/

Мне пришлось по душе...

Меня удивило...

Меня поразило...

Мне кажется, что...

 

12. Итог урока.

- Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения "Мороз-воевода” Н.А.Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А.Некрасова "Мороз-воевода”;

15. Вот и подошёл к концу наш урок. Солнышко по - прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки - весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению. Спасибо за работу!  Д/з  Подготовить выразительное  чтение стихотворения Н Некрасова «Не ветер бушует над бором». До свидания!

Категория: Мои файлы | Добавил: samvito
Просмотров: 5775 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пт, 29.09.2023, 19:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
3
Мои файлы [126]
Войти
Проголосуй
Довольны ли Вы организацией питания в школе?
Всего ответов: 180
Случайное фото
Праздники
Праздники России
Онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Для поиска по сайту введите Ваш запрос в поле ниже и нажмите кнопку Enter.