Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Третьяковская
Средняя Общеобразовательная Школа
 Мероприятия
Главная » Файлы » Мои файлы

Правописание суффиксов и приставок
14.09.2016, 12:04

Задачи урока:

  • Образовательные: формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно их обозначать,  грамотно писать слова с суффиксами –ек- и–ик-, способствовать развитию орфографической зоркости.

  • Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах,  самоконтроля и самооценки.

  • Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД:

ЛичностныеУУД:

 -  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

-  определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД:

- правильное построение речевых высказываний.          

Познавательные УУД: - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

             - находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.

Методы обучения:

  • < >< >< >

    интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • < >

    мультимедийная презентация в программе PowerPoint;

  • карточки для групповой работы;

  • карточки для самопроверки и самооценки;

  • учебник для третьегокласса. Авторы: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий .

Структура урока и ход урока

 

1.Вхождение в деятельность.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд,  за новыми знаниями!

2.Самоопределение к деятельности.  

- Прочитайте слова.

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

- Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог – это часть речи, остальные - части слова.)

- В каких частях слова могут быть орфограммы?

- Как проверить написание слова с орфограммой в корне? ( Подобрать проверочное слово.)

- А если орфограмма в приставке и суффиксе? ( Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)

- Сформулируйте тему урока.

3.Наблюдение над ролью приставок в словах.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  - Прочитайте текст.

   Мы рисовали картину. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.

 -Выпишите из текста глаголы. Что заметили?(Это однокоренные слова.)

- Чем отличаются эти глаголы? Выделите корень. При помощи какой части слова изменился смысл однокоренных слов?(При помощи приставки.)

-Как  найти в слове приставку?

4. Каллиграфическая минутка.

-По образцу напишите сочетания букв.

(Прописывают соединения ик, ек).

-Дайте характеристику согласному звуку.

-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.

(Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно»)

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

- Написали суффиксы.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О суффиксах. (Слайд №1)

-Продолжите предложение.

Суффикс – это (часть слова), которая стоит (после корня) и служит (для образования новых слов).

5.Открытие детьми нового знания. Усвоение нового знания и способов действия.

-  Мы с вами побываем в сказочном городе «Состав слова». (Слайд №2)

Чтобы достигнуть цели урока, ученики в сказочном городе "Состав слова" шли разными путями:

Путь 1: можно взять готовое правило.

Путь 2: можно самим изобрести правило.

- Каким путем мы пойдем и почему? (Лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить).

- Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

Карточка № 1 (1 уровень)

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс

–ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

 

Карточка № 2 (2 уровень)

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

 

Карточка № 3 (3 уровень)

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Ученики каждой группы делают выводы.

  - А что же происходило в сказочной школе? Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком - вернее: К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

- Как проверить верность наших выводов? (прочитать в учебнике).

- Верно, обратимся к научному источнику - учебнику. Прочитайте правило. (Слайд №3)

Правило

  • Суффикс –ИК- сохраняет гласную при изменении формы слова:

         кирпичИК – кирпичИКи

  • В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»:

  замочЕК - замочКи

 

- Какое открытие вы для себя сделали?

6. Физкультминутка

Мы ногами – топ-топ, мы руками – хлоп-хлоп,

Мы плечами – чик-чик, мы глазами – миг-миг.

Раз – присели¸ два – привстали,

Три, четыре – поскакали.

Пять – нагнулись, разогнулись.

Шесть – друг другу улыбнулись.

Семь – за парту тихо сесть,

А на восемь – лень отбросим.

7. Составление алгоритма.

У. –  Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Дети предлагают свои варианты)

У. –  Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд № 4)

АЛГОРИТМ

  1. Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем.
  2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много.
  3. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.

 

 

Что заметили?

Д. – На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

8.Первичное закрепление

1) Работа по учебнику

а) Найдите упр. 242 на стр.125. Прочитайте. Как вы поняли задание?

- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)

- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Исчезает гласный звук.)

- Какой суффикс у слов второй группы? ( -ик.)

- Что происходит при  изменении формы слова? (Гласный звук не исчезает.)

- Сформулируйте правило.

- Выполните письменно задание  к упражнению. (Взаимопроверка)

9. Гимнастика для глаз.

10. Закрепление. Редактирование слов.

У. –Ваша задача найти ошибки, исправить их и ,доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.    

 (Слайд № 5)

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

У. – Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

У. – Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения

 10. Контроль и самооценка знаний и способов действия

Дифференцированная работа

а)1ученик задание выполняет на интерактивной доске. (Задание выполняется комментированно под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда  в слове пишется суффикс  –ик , а когда  –ек –?

б)Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в рабочей тетради №172 на стр. 69, упражнение 243, после выполнения самопроверка работы )

У. – Какой вывод по этой работе сделаем?

 Дети делают выводы.

11. Рефлексия.

- Спишите, дополните подходящими по смыслу приставками. (Слайд №6)

…летел ураган, …бежал первым, …шёл в дом, …ехал из города, …копал яму, …вязала варежки, …шёл друга.

       Самопроверка. (Слайд №7)

 - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замоч…к, ключ…к, платоч…к, списоч…к, листоч…к. (Слайд №8)

      Самопроверка. (Слайд №9)

- Как правильно обозначить безударный гласный в приставке?

- Когда в слове пишется суффикс –ек, а когда  –ик?

12.Подведение итогов урока, информация о домашнем задании. Оценки

Какую учебную задачу ставили? Удалось ли ее решить? (Слайд №10) Дополните предложения:

- Я теперь знаю ....

- Я теперь умею ...

- Мне было легко...

- У меня вызвало затруднение ....

- У меня .... настроение.

- Где будете применять эти знания? Что еще предстоит сделать?

- Домашнее задание: с. 125 упр.241,  правило с.125 (Слайд №11,12)

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: samvito
Просмотров: 1021 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вт, 20.10.2020, 06:26
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
3
Мои файлы [77]
Войти
Проголосуй
Довольны ли Вы организацией питания в школе?
Всего ответов: 178
Случайное фото
Праздники
Праздники России
Онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0