Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Третьяковская
Средняя Общеобразовательная Школа
 Уроки, планы, программы
Главная » Статьи » Мои статьи

Русские народные музыкальные инструменты

«Русские народные инструменты»


Цель урока: ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.

Задачи:

Обучающие

1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

2. Обучать навыкам исполнения музыки на  музыкальных инструментах (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, РУБЕЛЬ ) .

3. Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.

Развивающие

1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.

2.Развивать у обучающихся второклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.

3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе.

Воспитательные

1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: урок-сказка.

Используемые методы: частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкатерапия).

Педагогическая технология: ИКТ.


Примечание:

урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате

Power Point.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором,  музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель).

Новые понятия: оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура, вариация.


Этапы урока:

1. Организационный.

Вход детей в класс под песню «В гостях у сказки» муз. В.Дашкевича, сл. Ю.Кима

Слайд № 1.


2. Актуализация знаний.

Учитель:

Дорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали песенку. Куда она нас с вами приглашает?

Ответы детей:…………………………………………………………………..

Учитель: Правильно! Нас приглашают в сказку, и сегодняшний урок мы проведём вместе с ней.

С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.

Ответы детей (дети называют названия народных сказок)……………………

Учитель: А вот сказку которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

3.Объяснение нового материала.

Примечание:

учитель, рассказывает, ученикам сказку сопровождая свой рассказ показом презентации.

Учитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка, рожок и трещотка.

Слайд№2, 3, 4, 5.

Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.

Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит  с их тембрами (голосами).

Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Слайд№6.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
 

Слайд № 7.


Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «И шли, прошли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».


Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
 

Слайд № 8, 9.

Примечание: краткий рассказ учителя об этих народных инструментах.


Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.


Учитель: Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.


Примечание: учитель демонстрирует игру на балалайке .

«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.


Примечание: учитель демонстрирует игру на гуслях.

Учитель: Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных  инструментов.

Слайд№10.

Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?

Ответы детей……………………………………………………………………….


Слайд№11.

Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «Светит месяц» в исполнении русского народного оркестра. Учитель кратко рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.


Учитель: А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой при помощи оркестровой  партитуры.

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Для этого, мне нужно несколько «музыкантов».

Примечание: учитель вызывает трех учеников и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и рубель.

Учитель: Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)

Учитель: У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи.

Слайд№13, 12.

Примечание: учитель поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре. На примере р.н.п. «Светит месяц» разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе.

4. Игра на музыкальных шумовых инструментах.

Примечание: используется запись р.н.п. «Светит месяц» в исполнении певицы Лидии Руслановой и оркестра русских народных инструментов.

В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на бубне, деревянных ложках, рубеле.

Учитель: Музыканты - народ творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Для этого они использовали голоса ранее не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполняли её в разных регистрах.

Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, но по-другому, внеся в неё изменения.

Слайд №12.

Учитель: Такое повторное исполнение мелодии с изменениями в музыке, называется - вариацией.
.

5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.

Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы  говорили.
 

            Учитель задает детям загадки о музыкальных инструментах.
 

6.Заключительный этап.

Учитель: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов – оркестровую партитуру. Сказка помогла вам исполнять музыку по-разному,
с вариациями, т.е. каждый раз добавляя нечто новое в её звучание.

С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила. А что может быть лучше, чем песня о сказке в вашем исполнении?

Исполняется песня «В гостях у сказки» муз. В.Дашкевича, сл. Ю.Кима.

Работа над песней.

Слайд № 1.

Учитель: Наш урок окончен. До новых встреч со сказкой.

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение
 

Загадки


Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу.

Меня положишь – я молчу.

 


У неё есть три струны;

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!


И щи хлебают,

И «барыню» играют.


Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….


На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой.

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!
 


А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.


С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: samvito (11.11.2015)
Просмотров: 592 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вс, 20.09.2020, 03:14
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
3
Мои статьи [24]
Статья к Году учителя [0]
Ясная осень шуршит под ногами цветным ковром опавших листьев
Войти
Проголосуй
Оцените сайт
Всего ответов: 1309
Случайное фото
Праздники
Праздники России
Онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0